Прогулки по Москве. Таганка. 2013 г.
Москва. Андроников монастырь. Москва. Андроников монастырь. Москва. Церковь Мартина Исповедника. Москва. Храм свт. Николая в Болванах. Москва. Церковь Успения Богородицы в Гончарах.

Главная / Карта сайта / Автомаршруты / Города / Страны / События / Усадьбы / Парки / Монастыри / Храмы / Музеи / Крепости /

Вниз




Пеший маршрут: м. Курская - м. Красные ворота - м. Бауманская - м. Авиамоторная

М. "Площадь Ильича" - ул. Сергия Радонежского - Андроньевский проезд - Андроньевский Спаса Нерукотворного монастырь (Андроньевская пл., д.10) - Андроньевская пл. - ул. Николоямская - Церковь Сергия в Рогожской слободе (ул. Николоямская, д. 57 - 59) - Храм Алексия митрополита московского в Рогожской слободе (ул. Николоямская, д. 60/29) - Каланча (ул. Николоямская, 54) - Церковь Мартина исповедника (Вознесения господня) (ул. Станиславского, д. 2) - Таганская площадь - Церковь Николая Чудотворца на Болвановке (ул. Верхняя Радищевская, д.20) - Высотное здание (Котельническая наб.) - Церковь Успения Богоматери в Гончарах (ул. Гончарная, д. 29) - Подворье афонского Пантелеимовского монастыря. (ул. Гончарная, д.6) - Церковь святого Николая в Котельниках (1-й Котельнический пер., д.10) - Церковь Николы в Студенцах (ул. Таганская, д. 20) - Городская усадьба Н.Я. Аршеневского (Музей мебели) (ул. Таганская, д.13) - Московский детский Сказочный театр (ул. Таганская, д 15) - Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы (ул. Таганская, д. 58) - Ансамбль Рогожской ямской слободы XVIII-XIX в.в. (ул. Школьная) - Часовня "Проща" (ул. Сергия Радонежского, д.25).


Москва. Улица Сергия Радонежского. Часовня Проща. Улица Сергия Радонежского.

Наш пеший маршрут из серии "Прогулки по Москве" начинается от станции метро "Площадь Ильича" по улице Сергия Радонежского.

      Улица Сергея Радонежского берет свое начало от Андроньевской площади, проходит на восток до площади Рогожская Застава, за которой продолжается как бульвар Энтузиастов. Слева к ней примыкают Съезжинский, Хлебников переулки и улица Прямикова, справа - Малая Андроньевская улица.

На фото: Часовня "Проща" - дом № 25 по ул. Сергия Радонежского (бывшей Вороньей улице). Более раннее ее название - Часовня Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице, архитектор А. А. Латков, постройка 1889-1890 годов. Возведена на средства купца В.А. Александрова. Во второй половине прошлого века часовня была без куполов, узнать в полуразрушенном здании часовню было довольно сложно. В этот период в ней размещался "Ремонт часов". В 1995 году часовня была передана Православной Церкви. С тех пор она активно восстанавливается.

      По преданию на этом месте, где теперь стоит часовня "Проща", преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником. Часовня на этом месте была известна очень давно. Когда старая часовня сильно обветшала решено было построить на ее месте новую. В 1892 г., когда отмечалось 500-летие преставления преподобного Сергия Радонежского, был осуществлен крестный ход из монастыря до этой часовни.


Москва. Музей Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. На фото: работы Андрея Рублева.

      Современная улица Сергия Радонежского изначально называлась Воронья улица (под этим названием известна уже в XVIII веке) по располагавшейся здесь в XVII—XVIII веках Вороньей слободе Андроникова монастыря (в 1745 году упоминается "за Яузою в приходе церкви Сергия Чудотворца, что в Вороньей слободе").

      В 1923-1992 годах она существовала как Тулинская улица, по одному из литературных псевдонимов Владимира Ильича Ленина - К. Тулин. Нынешнее название дано по находящейся поблизости церкви преподобного Сергия Радонежского (построена в начале XVII века) — основателя и первого игумена Троице-Сергиевой лавры (около 1321—1391). Учеником Сергия Андроником был основан в XIV веке расположенный по соседству Андроников монастырь.

      В середине 1980-х годов улица была капитально реконструирована. Вся застройка на чётной стороне была снесена, проезжая часть расширена в несколько раз, количество полос движения увеличилось с 3 до 6, были выстроены современные панельные дома. В 1990-х годах рассматривался вопрос о сносе застройки на нечётной стороне улицы, и строительстве на их месте современных зданий...


Москва. Улица Сергия Радонежского. Вид на запад. На фото: вид от часовни "Проща" на запад.

      От часовни в западном направлении ( в сторону Таганки) открывается вид на Сергиевскую церковь (храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе), стоящую фактически на Андроньевской площади. Вход в церковь с Николоямской улицы.

      Слева от нее уходит на запад Николоямская улица (как продолжение ул. Сергия Радонежского), на которой расположен Храм святителя Алексия, митрополита Московского, что в Рогожской слободе, получивший в процессе реставрационных работ ярко-красную окраску в комбинации с белым цветом.

      На заднем плане возвышается громада хорошо узнаваемого высотного здания на Котельнической набережной.



Спасо-Андроников монастырь (1357 г.).

      Если двигаться на запад, подойти к Андроньевской площади перед Сергиевской церковью и повернуть направо на Андроньевский проезд с трамвайными путями, через несколько десятков метров мы подойдем к самой высокой, одной из трех угловых башен Андроникова монастыря - юго-восточной башне. Кстати, надо сразу отметить, что все три угловые башни совершенно непохожи одна на другую!

Москва. Угловая башня Андроникова монастыря. На фото: юго-восточная башня XVII века и Восточные ворота. Фотографии были сделаны в октябре 2013 года.

      С востока к стенам монастыря примыкает территория бывшего монастырского кладбища. В настоящее время на ней размещается часовня Дмитрия Донского.

      Мы решили сначала обойти монастырь снаружи, против часовой стрелки, начав движение по Андроньевскому проезду, оставив часовню Дмитрия Донского справа.

      Пройдя мимо Восточных ворот до конца восточной стены, повернули под прямым углом налево и пройдя северную стену до конца оказались около Северо-Западной башни, построенной в XVIII веке на высоком холме над Андроньевской набережной реки Яузы.

      С холма открывается замечательный панорамный вид на набережную Яузы, мост через нее и противоположный берег.

Москва. Часовня Дмитрия Донского у стен Андроникова монастыря. На фото: Часовня Дмитрия Донского у восточной стены Андроникова монастыря.

      Часовня Дмитрия Донского действующая, построена совсем недавно, в 2005 году, что нетрудно понять по ее безупречно гладким и ровным стенам, как после "евроремонта".

      Строение смотрится довольно гармонично, однако никакой исторической и художественной ценности не имеет...

      Однако, вернемся к стенам монастыря. Стены выложены из кирпича и окрашены в белый цвет. Обогнув Северо-Западную башню и повернул налево, проходим вдоль северной стены по самому краю высокого очень крутого травянистого склона, уходящего вниз к набережной Яузы.

      Стены здесь не очень высоки. Предполагается, по всей вероятности, что с этой стороны монастырь хорошо защищен высоким и крутым склоном холма.

Читать дальше про Андроников монастырь...



Храм Сергия Радонежского (1818 г.) с трехъярусной колокольней (1864 г.).

      Покинув Андроников монастырь, выходим на Андроньевскую площадь к монументальнму храму преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе. Адрес храма - Таганский район, ЦАО города Москвы, улица Николоямская улица, д. 57-59. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь преподобного Сергия Радонежского, в честь святителя Николая.

Москва. Сергиевская церковь. На фото: Сергиевская церковь - храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной), что в Рогожской слободе. Вид с улицы Станиславского.

      Храм преподобного Сергия Радонежского расположен на Николоямской улице. Эта улица получила своё название по расположенному на ней храму «Николы на Ямах». Ямами в то время называли почтовые станции с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями. В 1595 году Борис Годунов устроил такие почтовые станции на всех московских заставах. Из Рогожской ямской слободы дорога уходила на Владимир и Нижний Новгород, а первой почтовой станцией было село Рогожи (известно с 1389 года, современный Ногинск).

      В XVII веке район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме ямской слободы здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив храма преподобного Сергия стоит храм святителя Алексия, основанный в начале XVII века.

Москва. Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной), что в Рогожской слободе. На фото: Храм преподобного Сергия Радонежского. Мозаичная версия "Троицы" А. Рублева.

      В 1740-х годах, по соседней площади (Рогожской заставе), прошла таможенная граница Москвы. В конце XVIII века, после сильнейшей эпидемии чумы в Москве, у Рогожской заставы, за территорией города была организована Рогожская старообрядческая община, которая, совместно с Преображенской, являлась крупнейшей старообрядческой общиной у восточных границ Москвы.

      Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской ямской слободе (или в гонной) в начале XVII века, а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году.

      Главный престол храма был освящён в честь Святой Троицы. Вероятно по причине наличия в Москве большого числа храмов называвшихся Троицкими этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящён в приделе.

Москва. Сергиевская церковь. На фото: Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной).

      Как и у многих других московских церквей различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью храма является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Она была построена в 1796 году и являлась частью предыдущего каменного храма, который очень сильно пострадал во время московского пожара 1812 года и нуждался в перестройке.

      Нынешнее здание храма было построено в 1818 году на средства статского советника Г. П. Смольянского, пожертвовавшего на строительство почти всё своё состояние. Свой окончательный вид основной объём храма получил после реконструкции 1834—1838-х годов, проведённой архитектором Ф. М. Шестаковым. Современная трёхъярусная колокольня была построена в 1864 году. Интерьер храма был расписан в 1876 году изографом А. С. Рогожкиным, а самые поздние росписи относятся к началу XX века. В 1900 году интерьеры храма были отделаны архитектором И. Т. Барютиным.

Москва. Сергиевская церковь. На фото: Сергиевская церковь. Вид с Николоямской улицы.

      По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII века, храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля.

      Этому интересному факту есть два объяснения. Во-первых в приходе храма было много купцов, совершавших богатые пожертвования на его содержание. Также храму оказывали поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к православной церкви, и поэтому следили за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами были богато украшены.

      С этой же целью в 1899 году при храме было освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек. Также здесь проходили концерты духовной музыки. При храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве.

Москва. Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной), что в Рогожской слободе. На фото: Храм преподобного Сергия Радонежского.

      В 1922 году из храма было вывезено более 5-ти пудов серебряной утвари и других церковных ценностей. Примечательно, что 1924 году регентом храма служил известный церковный композитор священник Василий Зиновьев. Храм преподобного Сергия был закрыт в 1938 году. Перед самым закрытием из храма удалось спасти несколько древних икон.

      Так, например чудотворная икона Божией Матери «Утоли Моя Печали» была передана в храм Николы в Кузнецах, где она находится и в настоящее время. Однако большая часть икон и всё церковное убранство были уничтожены во время разграбления храма, которое сопровождало его закрытие. Старинные иконы и церковное убранство рубили топорами и сжигали на костре. В костёр также были отправлены церковные книги и бесценные ноты для слепых.

      В последующие годы помещение храма использовалось под мастерские и склад. В процессе варварской эксплуатации зданию был нанесён большой ущерб. Стены и пол храма покрывали глубокие трещины и толстый слой копоти, а на его куполах и крышах росли маленькие деревца.

      В 1985 году храм был передан расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В здании храма решено было устроить экспозицию древнерусского церковного искусства. В это же время в храме были начаты реставрационные работы.

      В 1991 году храм преподобного Сергия был передан Русской Православной Церкви. Храм был освящён 4 декабря 1991 года.

ФОТОГАЛЕРЕЯ. ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ. ТАГАНКА.
Москва. Таганка. 2013.

1. Москва. Храм святителя Алексия митрополита московского в Рогожской слободе. 1748 - 1751 г.г. Ул. Николоямская, 60/29. Фото сделано в октябре 2013 года. В это время храм находился в сотоянии ремонтно-восстановительных работ.

Это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. Есть и другая версия, что в этой палатке остановился сам преподобный Сергий, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник. Однако церковь была основана в исторической местности, тесно связанной с жизнью и деятельностью св. митрополита Алексия и в память о нем.

Святитель Алексий родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Он приложил много сил и стараний для победы Руси над татаро-монголами, для объединения русских княжеств вокруг Москвы и сплоченного национального отпора иноземным завоевателям, и в то же время - для налаживания мирных дипломатических отношений с Ордой.

Авторитет святителя был велик и там. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского Митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов.

Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся ныне.

Однако в честь святителя Алексия в московской церкви на Николоямской был освящен, по традиции, придел, а главный престол посвятили чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, покровительнице Дома Романовых. Это единственная сохранившаяся московская церковь, освященная во имя древней православной русской святыни.

Эта икона, написанная, по преданию, еще самим евангелистом Лукой, первоначально находилась в Городецком Феодоровском монастыре близ Нижнего Новгорода, где стояла в соборном храме св. Феодора Стратилата. При нашествии Батыя жители бежали из разоренного городка и не успели взять с собой чтимый образ.

Однако икона вновь явилась сама в 1239 году костромскому князю, который, охотясь в лесу, вдруг увидел ее на дереве. И оказалось, незадолго перед тем жители Костромы видели, как незнакомый человек в богатой воинской одежде шел по городу и нес эту икону на руках - человек этот был очень схож с св. Феодором Стратилатом, как он изображается на иконах.

Чудесно явленная икона была с благоговением поставлена в костромской храм - вновь во имя св. Феодора Стратилата, отчего и стала называться Феодоровской. Один из ее праздников приходится на 29 августа нового стиля в память о ее чудесном явлении и обретении.

Современное здание храма было построено в XVIII веке по проекту архитектора Д. Ухтомского. Каждую субботу в церкви святителя Алексия, митрополита Московского служатся поочередно акафисты Пресвятой Богородице пред иконою Ее Феодоровской и прп. Симеону Мироточивому сразу после Божественной литургии и молебен об исцелении бесплодия.

Москва. Таганка. 2013.

2. Москва. Храм святителя Алексия митрополита московского в Рогожской слободе. 1748 - 1751 г.г. Ул. Николоямская, 60/29. Новая роспись в храме. Октябрь 2013.

Феодоровская икона была моленным образом отца Александра Невского, князя Ярослава, который при крещении получил имя Феодора.

А в марте 1613 года инокиня Марфа благословила ею своего сына, Михаила Романова, на царство. Он долго не соглашался взойти на русский престол, и тогда архиепископ взял в руки эту икону и вместе с матерью будущего царя молвил ему: "Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех". И когда Михаил согласился, то мать его пала перед образом на колени и со слезами молилась перед ним: "Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо свое. По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству".

Отсюда другой праздник Феодоровской иконе в память об избрании царя был установлен 27 марта по новому стилю. И семья Романовых украсила чтимый образ богатыми дарами и драгоценностями.

Вот так, неприметно, хотя и в центральной части Москвы, притаилась скромная церковь, связанная со столь значимыми событиями и лицами русской истории.

Изначально деревянная, она была выстроена только в начале XVII века как обыкновенная приходская церковь для местного населения государевой слободы, названной по церкви Алексеевской. Так, строительством слободского храма именно здесь, напротив Спасо-Андроникова монастыря и на месте легендарной палатки его основателя почтили память московского святителя. Более того, жителями слободы были черные тяглецы, то есть обязанные к исполнению государственных повинностей. Может быть, именно поэтому главный престол храма был посвящен покровительнице правящей царской династии России.

Кроме слободы, церковь дала старомосковское имя двум прилегающим к ней улицам - Большой и Малой Алексеевской. В советское время они были переименованы в Коммунистические улицы, потому что именно здесь, на Большой улице, в Октябре 1917 года действовали райком партии, Совет рабочих депутатов и Военно-Революционный Комитет Рогожско-Симоновского района.

А Николоямская улица, на которой стоит Алексеевская церковь, была названа так по другому местному храму, разрушенному после революции - св. Николая Чудотворца, "что в Ямах", то есть в ямской слободе, устроенной тут Борисом Годуновым. В Ульяновскую же ее переименовали еще при жизни Ленина.

В самой древности, до XV века, все эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. Потом великий князь Иван III забрал их себе и разбил тут свои излюбленные сады. И где-то здесь в начале XVII века войска Шуйского бились с поляками, а с 1671 году в этой местности поселились московские стрельцы - и все это было задолго до устроения здесь старообрядческого центра. Даже когда тут обосновались старообрядцы близ своего Рогожского кладбища, с ними тесно соседствовало православие - тому свидетели и Алексеевский, и Никольский, и Сергиевский, и Мартиновский храмы, и церковь Василия Исповедника.

Взамен первой деревянной Алексеевской церкви начала XVII века каменный храм был выстроен почти столетие спустя, в ранее петровское время.

А в середине XVIII столетия, при императрице Елизавете гениальный архитектор Дмитрий Ухтомский выстроил здесь ныне существующее здание Алексеевского храма, дожившее до наших дней в развалинах. Кто бы знал, что до революции эту церковь считали лучшим и классическим образцом архитектуры московского елизаветинского барокко. Чтобы представить, как она выглядела (и какой будет после современного ремонта) стоит только вспомнить, что этот же мастер построил знаменитую барочную колокольню в Троице-Сергиевой Лавре и Красные ворота в Москве, увы, теперь известные нам только по фотографиям. И почти напротив Алексеевской церкви, на той же Николоямской улице князь Ухтомский перестроил из древних палат дом купца Федора Птицына - одно из самых красивых сооружений на этой старинной московской улице.

И интерьер лучшего образца московского елизаветинского барокко оставил о себе воспоминания. Богатым, позолоченным и со стороны алтаря барочным иконостасом, в котором были ценные иконы Новгородского письма XV - XVI в.в., восторгался Аполлинарий Васнецов. Более того, даже позднюю настенную роспись XVIII столетия он считал произведением искусства.

Еще одной достопримечательностью Алексеевской церкви был древний крест над ее центральной главой - он был перенесен туда с первого, разобранного храма. А в 1747 году, когда Ухтомский начал строительство этой церкви, при ней была устроена богадельня на 10 прихожанок, где помимо квартиры, старушки получали еще 7-8 рублей на руки ежемесячно. Разумеется, что средства на храм и на благотворительность собирали его прихожане - а православный приход этой церкви был замечательный. Достаточно только назвать имена Алексеевых и Челышевых.

Алексеевская церковь, поновленная в 1898 году, была ограблена весной 1922 года и спустя восемь лет закрыта. В 1931 году ее начали ломать, но, к счастью, не сломали, хотя снесли колокольню до второго яруса, барабан с главой и крестом - тем самым, древним. В полуразрушенном здании с трубами и уродливыми навесными лестницами трудно было угадать церковь, - в нем работал завод, потом ремонтно-строительное управление.

А в годы перестройки вновь заговорили о лучшем московском памятнике елизаветинского барокко. И появились планы устроить тут заповедный островок вкупе с соседними старинными усадьбами на Николоямской. Потом пошли слухи о том, что здесь разместится культурный центр посольства Франции, но в итоге на свободной площади выстроили банк, а Алексеевскую церковь вернули верующим, и начался титанический труд ее восстановления.

Более подробно: на сайте http://alexiy-hram.ru/ (По материалам Елены Лебедевой на сайте Православие.Ру).

Москва. Таганка. 2013.

3. Москва. Ул. Николоямская, 52. Освещенные осенним солнцем двухэтажные дома напротив храма святителя Алексия митрополита московского. Октябрь 2013.

Москва. Таганка. 2013.

4. Москва. Ул. Николоямская, 54. Пожарная каланча. (Слово "каланча" заимствовано из татарского языка и означает "вышка"). Фото сделано со стороны улицы Станиславского. Октябрь 2013.

Здание Рогожский полицейской части на Николо-Ямской улице. Дом относится к эпохе застройки Москвы времён строгого классицизма. Сначала это был просто жилой дом - городской особняк XVIII-XIX в.в., позже перестроенный для нужд полиции. С 1818 здесь помещалась Рогожская полицейская часть. В 1830 во дворе выстроен большой 2-этажный служебный корпус, несколько позже – типовой арестный дом – узкое 2-этажное здание с цилиндрическими сводами. На крыше - деревянная пожарная башня-каланча.

В середине 1990х по заказу фирмы-арендатора архитекторами была произведена реконструкция здания - снаружи отреставрированы фасады, внутри произведена перепланировка, восстановлена снесённая пожарная каланча со смотровой площадкой, нашпигованная современными комуникациями. Сейчас здесь - бизнес-центр класса А "Мосэнка Плаза 5".

В середине 1990-х в ходе реконструкции здания по ул. Николоямская, 54, восстановили пожарную каланчу Рогожского полицейского дома 1862 года, которую снесли в 1930-х годах за ненадобностью. Тогда в Москве уже началось многоэтажное строительство и появились телефоны, так что необходимость в дозорных отпала. Но в конце 1920-х успели построить еще несколько каланчей в стиле конструктивизма. Одну из них, по проекту архитектора Александра Куровского, возвели в селе Всехсвятское, которое находилось в районе нынешних станций метро «Аэропорт» и «Сокол» и позже вошло в территорию Москвы. Каланча была самым высоким зданием в селе, даже выше находящегося поблизости храма Всех святых. Сейчас она располагается по адресу: Ленинградский пр-т, 71а. Еще одна каланча авторства Куровского находится на шоссе Энтузиастов, 11. В отличие от своего близнеца на Соколе, она хорошо видна и используется так же, как и раньше: в здании размещается пожарная часть № 16, а в башне развешивают для сушки пожарные рукава.

Прообраз современной пожарной службы возник в начале XVI века, когда по указу Ивана III на заставах организовали круглосуточное дежурство, «чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню». Первая регулярная пожарная команда появилась в городе в 1823 году. Пока в Москве не было высоких домов, пожар легко было заметить со специальных вышек. С начала XIX века в Белокаменной построили 16 каланчей при полицейских частях, над которыми располагались пожарные команды. Если наблюдатель замечал где-нибудь дым или огонь, на каланче по специальной схеме вывешивались черные шары днем или сигнальные фонари ночью — они обозначали, в какой части города возник пожар. Если рядом с шарами висел красный флаг, все знали, что пожар очень сильный и на него должны выехать все пожарные команды города.

Подробнее читайте на http://www.tele.ru/billboard/sobytiya-i-mesta/interesnye-fakty-iz-istorii-zarozhdeniya-pozharnoy-sluzhby-moskvy/

Москва. Таганка. 2013.

5. Москва. Ул. Станиславского, 2. Церковь Мартина исповедника (Вознесения господня), архитектор Родион Казаков, начало XIX века. Фото октябрь 2013.

      Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского - один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание первого храма с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III Иоанновича, данным в день памяти Святителя Мартина 14 (27) апреля 1502 г.

      Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVII века за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы, составляли "черные люди" - ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII века в слободе проживали булочники, торговцы хлебом - церковь святителя Мартина именовалась "в Хлебниках".

      В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, - но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником "Экспедиции Кремлевского Строения", он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.

      По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью - частного народного училища. Оно также было построено на средства В. Я. Жигарева.

      В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.

      В 1806 году состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника.

      Подробнее - см www.st-martin.ru

Москва. Таганка. 2013.

6. Москва. Ул. Станиславского, 2. Церковь Мартина исповедника (Вознесения господня), архитектор Родион Казаков, начало XIX века. Фото октябрь 2013.

      Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья.

      В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней.

      На протяжении всего XIX века главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 году на средства старосты церкви, московского купца, Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.

      В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным. После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.

      Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 году среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х годов в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника.

      Только в 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения.

      1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

      В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.

      Подробнее - см www.st-martin.ru

Москва. Таганка. 2013.

7. Москва. Один из таганских двориков превращен в "комнату отдыха на свежем воздухе". Кирпичная стена украшена граффити. Фото октябрь 2013.

Москва. Таганка. 2013.

8. Москва. Таганская площадь. Вестибюль станции метро "Таганская" кольцевая (открыта 01.01.1950 г., архитекторы А.А. Медведев, К.С. Рыжков). Правее - церковь Николая Чудотворца на Болвановке (XVIII в.). Еще правее - высотка на Котельнической набережной. Справа - "Театр на Таганке". Фото октябрь 2013.

Москва. Таганка. 2013.

9. Москва. Таганка. Высотное здание на Котельнической набережной. Фото - октябрь 2013.

Жилой дом на Котельнической набережной в Москве — одно из «высотных зданий», построено в устье Яузы в 1938—1952. Авторы проекта — Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман. Курировал строительство, в том числе, настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.

Дом, замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы, строился в 1938—1940, 1948—1952. Центральный объём насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных квартир. К нему примыкает «старый», 9-этажный жилой корпус, выходящий на Москву-реку, спроектированный теми же авторами в 1938 году и завершённый в 1940-м. Всего в здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион» (базовый кинотеатр Госфильмофонда; выходит на Большой Ватин переулок), музей-квартира Г. С. Улановой.

Известные жизьцы дома на набережной: Аксёнов, Василий Павлович; Богословский, Никита Владимирович; Вознесенский, Андрей Андреевич; Евтушенко, Евгений Александрович; Жаров, Михаил Иванович; Жуковский, Михаил Александрович; Зыкина, Людмила Георгиевна; Ладынина, Марина Алексеевна; Литвинова, Рената Муратовна; Лучко, Клара Степановна; Любимов, Юрий Петрович; Милютин, Юрий Сергеевич; Мокроусов, Борис Андреевич; Нагиев, Дмитрий Владимирович; Николаева, Татьяна Петровна; Новиков, Борис Кузьмич; Огнивцев, Александр Павлович; Паустовский, Константин Георгиевич; Песков, Александр Валерьянович; Раневская, Фаина Георгиевна; Смирнова, Лидия Николаевна; Токарев, Вилен Иванович; Уланова, Галина Сергеевна; Чечулин, Дмитрий Николаевич; Ширвиндт, Александр Анатольевич; Шифрин, Ефим Залманович.

Москва. Таганка. 2013.

10. Церковь Николая Чудотворца на Болвановке ( нач. XVIII в., арх. Осип Старцев). Ул. Верхняя Радищевская, д.20. Фото октябрь 2013.

      Есть две версии происхождения названия "Болвановка". Одна гласит, что на этом месте, якобы, было урочище «Болвановка», потому как во времена татаро-монгольского ига здесь московские князья подписывали договоры и приносили дань перед «болванами» — войлочными изображениями татарских ханов. По свержении татаро-монгольского ига в таких местах всегда строились храмы в благодарность за избавление от татар.

      Есть и другая версия. Происхождение имени «Болвановка» Пётр Васильевич Сытин в «Истории московских улиц» толкует несколько иначе: «... До 1922 г. улица (Верхняя Радищевская) называлась Верхней Болвановкой, потому что здесь в XVII в. была расположена слобода мастеров, делавших болванки для головных уборов мужчин. Верхней же она названа потому, что находилась у Таганской горы (ныне площади), тогда как Нижняя Болвановка — на склоне горы к Краснохолмскому мосту»...

      Церковь Николая Чудотворца на Болвановке известна деревянной с 1632 года. Строительство каменной церкви, возведенной в 1702-1712 гг. связывают с именем «подмастерья Приказа каменных дел» Осипа (Иосифа) Старцева — одного из известнейших зодчих второй половины XVII века. Осип Старцев построил в Кремле истинное чудо – вызывающий восхищение ансамбль домовых церквей Теремного дворца с 11-тью золотыми куполами на одной кровле, где объединились Верхоспасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская.

      Храм Николая Чудотворца на Болвановке построен в традиционном допетровском стиле: пирамида кокошников, пятиглавие куполов, шатровая колокольня, замыкающая храм с запада. Внутри две церкви — нижняя тёплая и верхняя, неотапливаемая, летняя. Освящён в 1712 году. В 1714 году Пётр I запретил каменное строительство в Москве в связи с направлением всех средств на строительство Санкт-Петербурга, Приказ каменных дел был упразднён. Осип Старцев постригся в монахи — храм Николая Чудотворца на Болвановке стал последним творением мастера.

      На рубеже XIX – XX храм был обновлен архитектором В. А. Осиповым на средства купца Михаила Павловича Коликова. Вновь вытесаны наличники из белого камня, восстановлены узорчатые кокошники церкви, главы церкви вызолочены. Внутреннюю роспись выполнили художники М. И. и И. М. Дикаревы (М. И. Дикарев — реставратор Успенского собора). В 1944 году по соседству с храмом велось строительство кольцевой станции метро «Таганская» и перестраивали Таганскую площадь. «Лишний» в новом архитектурном ландшафте храм начали разрушать. Снесли главы и верхушку колокольни. Спасло лишь то обстоятельство, что патриаршество было только что восстановлено и храм удалось отстоять как памятник архитектуры и даже начать реставрировать. Правда, купола покрыли железом, а вместо крестов установили штыри. В 1980-х здесь находился Производственный научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя СССР.

      В 1992 г. храм возвращён верующим и приписан к соседнему храму Успения Богородицы в Гончарах. Неспешно, в виду отсутствия достаточного финансирования, по сей день продолжаются реставрационные работы...

      Подробнее - см www.openmoscow.ru

Москва. Таганка. 2013.

11. Москва. Таганка. Церковь Успения Богородицы в Гончарах., 1654 г. Фото - октябрь 2013.

      Церковь Успения Божией Матери в Гончарной слободе. (Гончарная ул., 29, метро «Таганская»). В XVII веке на месте нынешней Гончарной улицы была дворцовая Гончарная слобода, известная особым качеством своей своей продукции: посуды, изразцов, игрушек.

      Церковь Успения Богородицы в Гончарах возведена в 1654 г., а колокольня — значительно позже, в 1790 г. на месте деревянной, сооруженной в 1-ой четверти XVII века. Освящена 15 марта 1654 года.

Подробнее - см www.openmoscow.ru

Москва. Таганка. 2013.

12. Москва. Таганка. Церковь Успения Богородицы в Гончарах., 1654 г. Фото - октябрь 2013.

      Вдоль северной стены храма можно видеть искусные изразцы работы гончаров Гончарной слободы. Большинство их сделано «государевым ценинных дел мастером Степаном Ивановым Полубесом». В 1812 году храм осквернен французами, а 11 дворов, находившихся в приходе, сожжены. В 1930-е годы храм не закрывался.

      Главная святыня храма – браз Богородицы Троеручицы — список с одноименного образа, присланный с Афона. Список с иконы Троеручина находится снаружи на западной стене храма. 17 июля 1948 г. по благословению патриарха Алексия I храм передан в качестве подворья Болгарской Православной Церкви.

Подробнее - см www.openmoscow.ru

Москва. Таганка. 2013.

13. Москва. Таганка. Дом по улице Гончарная, д. 7, с резными деревянными украшениями фасада. Фото - октябрь 2013.

Москва. Таганка. 2013.

14. Москва. Таганка. Подворье афонского Пантелеимовского монастыря. Ул. Гончарная, д.6. Фото - октябрь 2013.

      Святые врата со встроенными часовнями. Слева - часовня Силуана Афонского, справа - великомученика Пантелеимона. В глубине виднеется церковь великомученика Никиты со шлемовидным куполом (1595 г.).

      Справа от нее - колокольня XVII века. (На территории подворья фотосъемка запрещена).

      Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря на Гончарной улице основано относительно недавно, в 1992-м году. Главным Храмом Подворья стала Церковь Святого Великомученника Никиты на Швивой горке, стоявшая здесь еще с XVI-го века. Вокруг нее и стал возводиться монастырь.

      Среди прочих зданий Подворья, построенных в конце ХХ-го - начале XXI-го вв, появилась и небольшая деревянная часовенка, больше напоминающая беседку. Здесь освящают воду для богослужений, и для трапезы послушников монастыря.

      Расположена часовня сразу за Храмом Всех Святых Афонских, на границе территории, доступной для простых посетителей. Далее, к братским корпусам, проход для мирян закрыт.

Москва. Таганка. 2013.

15. Москва. Таганка. Церковь святого Николая в Котельниках. 1822-1824 г., архитектор - О.И. Бове. 1-й Котельнический пер., д.10. Церковь стоит практически на самом берегу реки на возвышении. Фото - октябрь 2013.

Николаевский храм стоит на берегу Москвы-реки рядом со Швивой горкой. Район этот в столице - один из старейших. В 15-16 веках он уже активно заселялся, в первую очередь ремесленниками - кузнецами и гончарами.

В 1547 году впервые упоминается деревянная церквушка на месте нынешнего храма во имя Святителя Николая в Котельниках. Тогда ее именовали Троицкой, что в Старых Кузнецах.

Построена церковь была в слободе котельников. Память об этой слободе осталась в некоторых названиях улиц и переулков.

Деревянная Троицкая святыня скоро сгорела, и на ее месте в 1625 году возводят храм, также из дерева, и освящают его в честь святителя Николая.

В 1657 году церковь перестраивают в камне. Средства на ее возведение выделили купцы Строгановы.

На тот момент они были довольно крупными промышленниками и купцами. Кроме того, недалеко от храма находилась их усадьба. В это же время при святыне появляется и родовая усыпальница (в последующие годы многие члены семьи Строгановых обретут здесь покой).

В 1688 году церковь в Котельниках перестраивают и добавляют новый придел, который освятили в честь Соловецких святых - Савватия и Зосимы.

В 19 веке храм Святителя Николая в Котельническом переулке имел вид уже довольно обветшалый. Пожар 1812 года затронул и Никольскую святыню, которая довольно сильно пострадала. В скором времени церковь приписали к Косьмадомиановскому храму, расположенному неподалеку.

В 1822 году храм перестраивают вновь, теперь уже на средства Сергея Голицына. Эта святыня сохранилась до наших дней. Известные архитекторы Доменико Жилярди и Осип Бове стали авторами проекта.

В основе нового храма - четверик с ротондой и разделенными пилястрами окнами. Портик с барельефными композициями украшает южную сторону здания.

В 1873 году при храме появился придел во имя святой Евдокии. К нему, а также к колокольне, были пристроены лестницы.

В 1932 году церковь закрыли. Многие реликвии храма были разграблены или уничтожены, что-то удалось спасти и передать в один из храмов в Коломенском и Коломенский музей. Главы и кресты с храма сняли, рельефы сбили, церковную ограду разрушили.

В 1970-х годах предпринимаются первые попытки реставрации Никольской святыни. Тогда же церковь провозглашают памятником архитектуры, который берется государством под охрану.

В 1992 году храм передают РПЦ. Тогда же начинаются восстановительные работы. Когда святыню открыли, сюда сразу же вернули иконы, которые удалось спасти в советский период. В 1998 году церковь освятили.

Подробнее: http://progulkipomoskve.ru/publ/khramy_i_cerkvi/khram_svjatitelja_nikolaja_v_kotelnikakh/36-1-0-1105

Москва. Таганка. 2013.

16. Москва. Таганка. Здание на крутом спуске 1-го Котельнического переулка. Фото - октябрь 2013.

Москва. Таганка. 2014.

17. Москва. Церковь Николы в Студенцах. 1672-1673, 1771 г.г. Ул. Таганская, д. 20. Фото - март 2014.

      Храм этот принадлежит Старообрядческой единоверческой общине и называется "в Студенцах", или "что на Студенце". За церковью от улицы Таганской (бывш. Семеновской) был переулок - Студенецкий, названный так по одной версии из-за колодца со студеной водой, либо по имени ручья Студеного, протекавшего в этих местах.

      Деревянная церковь на этом месте стояла еще в XVI веке. Постройка каменной церкви с трапезной началась в 1672 году. Главный престол был, по всей вероятности, Никольским. В 1702 году расширяют трапезную, пристраивают северный придел. Главный престол переосвящают в честь Казанской иконы Божьей Матери, а придел в трапезной как Никольский. На тот момент храм представлял собой четверик с сомкнутым сводом, а трапезная имела вид одностолпной палаты. Храм завершали два ряда кокошников с пятью главами на закрытых барабанах.

      К концу XVIII века храм имел красивую, отдельно стоявшую трехъярусную колокольню. Вход на церковную территорию был через ворота с переулка. Ограда с решетками XVIII века сохранялась до 1930-х годов. В 1812 году церковь была разграблена французскими войсками и была подожжена. Однако уже в 1813 году, наскоро отремонтировав, ее вновь освятили. Серьезный ремонт здания производился в 1872 году, когда в нем устраивали отопление и поставили новые иконостасы. В результате многочисленных ремонтов и обновлений стены оштукатурили, срубили выступающие части наличников и уничтожили порталы (сохранился только западный, ведущий из притвора в трапезную).

      К концу XIX века в связи с устройством четырехскатной кровли изменили верх четверика, тогда же исчезли первоначальные главы. После закрытия церкви Николы на Студенце в 1930-х годах она лишилась своей колокольни и была искажена переделками. В 1937 году уже начали ломать сам храм, но потом в нем устроили двухэтажное общежитие фабрики Кардолента. Второй этап сноса храма пришелся на 1965 год, когда на этом месте хотели построить новый дом. Тогда сбросили крышу и разрушили часть алтаря. При этом были обнаружены фрагменты древней кладки и декора храма. Но снос был остановлен, здание обследовали и приняли решение отреставрировать его как памятник архитектуры XVII века.

      Реставрация прошла в 1966–1969 годах, когда восстановили ряды кокошников и главы с крестами по аналогам московской архитектуры второй половины XVII века. Храм святителя Николая в Студенцах возвратили Русской Православной Церкви в 1992 году. При нем открыт центр московской единоверческой общины.

      В храме находится образ Богоматери "Прибавление ума".

Подробнее - см www.openmoscow.ru

Москва. Таганка. 2014.

18. Москва. Ул. Таганская, д. 7. Фото - март 2014. Здание, в котором расположен один из офисов турфирмы "Нева". Справа от него - в д. 9 размещается "Информационный центр дианетики и саентологии".

Москва. Таганка. 2014.

19. Москва. Ул. Таганская, д. 13 стр.3. Фото - март 2014. Памятник архитектуры XVIII-XIX веков - городская усадьба известного вельможи екатерининских и павловских времен Николая Я. Аршеневского. В ней в настоящее время разместился Московский Музей мебели, созданный в 1999 году.

      Историю усадьбы можно проследить с середины ХVII в. Тогда здесь находилась Семеновская слобода торговцев, служилых людей и ремесленников. Свое название она получила по церкви Симеона Столпника, что стоит близ устья Яузы. Усадьба расположена напротив церкви Николая Чудотворца на Студенце (1672-1673 гг.), здесь когда-то протекал небольшой ручей Студенец.

      Основателями усадьбы были братья Петр и Яков Земсковы, удачливые купцы, они и поставили каменный дом в первой половине ХVII в. Уже в 1764 году сын одного из братьев, Данила Яковлевич Земсков, купец 1 гильдии и фабрикант, владелец лавки в Каретном ряду, подал прошение разрешить ему строительство каменной конюшни и сарая на его дворе. После пожара 1771 года усадьба была продана с аукциона рязанскому купцу и фабриканту Герасиму Андреевичу Ипатьеву, а уже в 1780 году куплена подполковником Астраханского драгунского полка Николаем Яковлевичем Аршеневским.

Москва. Таганка. 2014.

20. Москва. Ул. Таганская, д. 15а. Фото - март 2014. Московский детский Сказочный театр, основанный в 1989 году. Необычное здание, напоминающее замок нежно розового цвета, в котором находится театр кукол, расположен на территории Детского Таганского парка.

Москва. Таганка. 2014.

21. Москва. Ул. Таганская, д. 15а. Фото - март 2014. Рядом со зданием Московского детского Сказочного театра установлена необычная скульптурная композиция на тему "У Лукоморья дуб зеленый...", с гусями-лебедями, замечательным ученым котом, сексапильной современной русалкой, Серым Волком с идеальной осанкой и др. интересными персонажами.

Москва. Таганка. 2014.

22. Москва. Ул. Таганская, д. 58. Фото - март 2014. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы (Абельмановская застава). С 1998 года место нахождения мощей блаженной старицы Матроны.

      Покровский Убогий монастырь был основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. На территории монастыря расположен некрополь. В 1919 - 1929 годах монастырь был закрыт. В монастыре находятся мощи и икона св. прав. блж. Матроны Московской.

      На территории Покровского женского монастыря расположено два храма. В первом храме находится рака с мощами Матроны, туда с утра до вечера каждый день стоит огромная очередь. Во втором проводятся службы, утреня и вечерня. Фотогорафировать на территории монастыря категорически запрещено, повсюду большое количество сотрудников частной охраны.

      Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего родителя — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монстырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Монастырь был достроен при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, отчего в простанародье назывался также «комнатным».

      В 1655 году возведён каменный монастырский собор Покрова Богородицы, выстроенный заново в 1806—1814 годах. В XVIII веке были возведены церковь Воскресения Словущего и 30-метровая трёхъярусная колокольня.

      В войну 1812 года в монастыре жил французский генерал Мишель Клапаред, командующий Польским корпусом. В этом же году монастырь был разорён, некоторые постройки обители подверглись разрушению.

      В 1855 году была освящена перестроенная по проекту М. Д. Быковского церковь Воскресения Словущего; от храма XVIII века остались четыре подкупольных столпа с арками и восточная стена главного алтаря.

      Стены, не сохранившиеся с западной стороны, и ворота построены в 1833—1855 годах. Южная часть стены построена в 1886 году по проекту архитектора В. Н. Карнеева.

      С 1680 по 1731 приписан к Заиконоспасскому монастырю.

      В конце XIX века, примерно с 1870 года монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих, желающих направиться в просветительские миссии. Миссионерский институт активно действовал только во времена архиерейства святителя Иннокентия, митрополита Московского, подготовив несколько десятков миссионеров.

      Кладбище при Покровском монастыре площадью 5,4 га было крупнейшим монастырским некрополем Москвы. Здесь были похоронены многие члены семейства Боткиных (в том числе писатель В. П. Боткин, коллекционер Д. П. Боткин, чаеторговцы Пётр Петрович и Пётр Кононович Боткины); купцы и благотворители Хлудовы (из них наиболее известен А. И. Хлудов); предприниматель и меценат, основатель Щукинского музея П. И. Щукин; создатель грамматики якутского языка преосвященный Дионисий (Хитров); видные представители грузинского духовенства.

      Монастырь закрыт в 1920 году, храмы — в 1926 году. В 1926 году была взорвана колокольня.

      В 1934 году в западной части территории монастыря, на месте монастырского кладбища, был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (Таганский парк); монастырские стены (ограда) в этой части были снесены. В зданиях же монастыря размещались типография, редакция журнала, спортиный зал. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской Православной церкви.

      В 1994 году Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители.

      1 мая 1998 года в монастырь были перенесены останки М. Д. Никоновой, в марте того же года эксгумированные из могилы на Даниловском кладбище Москвы[4]. 2 мая 1999 года Матрёна Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году на Архиерейском соборе состоялась общецерковная канонизация.

      Храмы и сооружения монастыря:

Храм Воскресения Словущего — основан в XVIII веке, в середине XIX века перестроен по проекту М. Д. Быковского;
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — одноглавый храм, построенный в 1808—1814 годах;
Колокольня;
Настоятельский корпус;
Братские корпуса;
Ограда с башнями;
Подворье Покровского женского монастыря в Строгино (Троице Лыково).

Москва. Рогожская слобода. 2014.

23. Москва. Ул. Школьная (бывшая 1-я Рогожская). Фото - март 2014.

      Эта небольшая, но весьма интересная улочка начинается от Добровольческой улицы и выходит на площадь Рогожской Заставы. По пути пересекает Большую и Малую Андроньевские улицы. Протяженность ее всего около 700 метров.

Москва. Рогожская слобода. 2014.

24. Москва. Ул. Школьная. Фото - март 2014.

      Первое, наиболее известное название улицы Школьной - 1-я Рогожская. Он было напрямую связано с расположением на территории Рогожской слободы ямщиков. В 1923 году она получила свое современное название.

Москва. Рогожская слобода. 2014.

25. Москва. Ул. Школьная. Фото - март 2014.

      Школьную улицу можно смело считать одним из заповедных уголков Москвы. Здесь по сей день сохранился уникальный архитектурный ансамбль двухэтажных каменных строений Рогожской слободы, относящийся к девятнадцатому веку. Все эти двух-трехэтажные здания относят к архитектуре так называемого "послепожарного" периода. Некоторые здания скрывают за своим фасадом классические формы зданий, которые относятся к постройкам начала девятнадцатого, и даже XVIII веков!

Москва. Рогожская слобода. 2014.

26. Москва. Ул. Школьная. Фото - март 2014.

      Реставрационные работы в районе бывшей Рогожской слободы начались в 1984 году. Специалисты тщательно изучали архивные документы и соскобы со стен. Именно это помогло узнать первоначальную расцветку зданий и придать Школьной улице сегодняшнее многоцветье. Восстанавливают реставраторы и несохранившиеся элементы внутреннего обустройства зданий. Так, в доме под номером 31 ими был устроен отсутствующий лестничный пролет.

Москва. Рогожская слобода. 2014.

27. Москва. Ул. Школьная. Фото - март 2014.

      Чтобы придать историческую достоверность окружающей обстановке, здесь восстановили былое тротуарное покрытие и газовые фонари. В настоящее время Школьная улица стала пешеходной зоной, освобожденной от всех видов транспорта. (Однако, как ни странно, у обочин стоит великое множество автомобилей, которые постоянно активно двигаются в обоих направлениях по "пешеходной зоне"...).

Москва. Рогожская слобода. 2014.

28. Москва. Ул. Сергия Радонежского. Часовня "Проща". Фото - март 2014.

      Совсем рядом находится станция метро "Площадь Ильича". Здесь начинался и здесь же закончился наш пеший маршрут до Таганки и обратно...

Главная / Карта сайта / Автомаршруты / Города / Страны / События / Усадьбы / Парки / Монастыри / Храмы / Музеи / Крепости /

Вверх